Новости предприятий
Первый шаг в открытый космос
Специальный грузонесущий кабель для выхода космонавта был создан на предприятии КРЭТ
Полвека назад, 18 марта 1965 года, советский космонавт Алексей Леонов совершил первый в истории выход в открытый космос. Специальный грузонесущий кабель, который «держал» космонавта во время его исторического выхода, был создан специалистами ОКБ «Кабельная промышленность», сегодня входящего в КРЭТ.
Космическая гонка: снова победа
О возможности выхода космонавта за борт корабля мечтал еще Константин Циолковский. Кстати, он первым предложил использовать для выхода специальную шлюзовую камеру.
Еще в самом начале космической эры, после полетов первых космонавтов, стало ясно: для возможности длительных полетов и обеспечения безопасности нужно разработать возможность выхода космонавтов за борт корабля. «Летая в космосе, нельзя не выходить в космос, как, плавая, скажем, в океане, нельзя бояться упасть за борт и не учиться плавать…», – говорил легендарный конструктор Сергей Королев.
К выходу в открытый космос стали активно готовиться в США и СССР, но первым осуществить эту сложнейшую по тем временам задачу удалось советским ученым.
Корабль для выхода человека в открытое космическое пространство было решено создать на базе трехместного «Восхода». В корабле убрали третье кресло и освободившееся после этого пространство использовали для надевания скафандра и организации входа в шлюзовую камеру.
Сразу несколько предприятий начали разработку технических средств, которые смогли бы обеспечить выход человека из космического корабля. К примеру, разработкой и изготовлением специального грузонесущего кабеля управления, который «держал» Алексея Леонова при выходе в космос, занялось ОКБ «Кабельная промышленность», сегодня входящее в КРЭТ.
За создание специального скафандра взялось НПП «Звезда». Скафандр изменился не только в цвете – он из оранжевого стал белым, чтобы лучше отражать солнечные лучи – но и значительно прибавил в весе.
Общий вес «выходного костюма» составлял почти 100 кг, что доставляло много неудобств космонавтам на земных тренировках, но в невесомости не играло существенной роли. Больше проблем создавало давление воздуха, заполнявшего герметичную оболочку. Оно делало скафандр жестким, и космонавтам приходилось с усилием преодолевать его сопротивление. Для того, например, чтобы сжать кисть руки в перчатке, требовалось усилие в 25 килограммов, вспоминал позже Леонов.
Шаг в бездну
«Восход-2» с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым успешно стартовал с космодрома Байконур 18 марта 1965 года.
Корабль успешно поднялся на орбиту, и сразу после первого витка экипаж стал готовиться к выходу Леонова в открытый космос. Беляев помог надеть ему ранец индивидуальной системы жизнеобеспечения с запасом кислорода. После того как Леонов перешел в шлюзовую камеру, его напарник разгерметизировал ее и открыл люк. Леонову оставалось сделать только один шаг.
«Я шагнул в эту бездну и... никуда не провалился. Завораживали звезды. Они были везде – внизу, вверху, слева, справа. Еще до полета я читал Циолковского, как он описывал выход человека в открытый космос. И он совершенно точно и подробно предугадал все эти ощущения. Удивительно, откуда он мог это знать?» – так эти секунды вспоминал позже Алексей Леонов.
Две телевизионные камеры, установленные на корабле, запечатлели минуты за бортом корабля. Позже эти знаменитые кадры, как наш советский космонавт «парит» в открытом космосе, машет рукой и передает привет из космоса, облетели весь мир.
Леонов так описал незабываемые 12 минут 9 секунд: «Удивительно сочетание голубого земного шара, черного неба, яркие немигающие звезды и Солнце. Никаких границ, никаких городов, и Земля – наш дом. И первая мысль – как сберечь этот дом».
В эти минуты Павел Беляев передал на Землю: «Человек вышел в космическое пространство!» – и подключил телефон в скафандре Леонова к передаче московского радио: Левитан читал сообщение о выходе человека в открытый космос.
Космонавт улетал от корабля и возвращался пять раз. С бортом его надежно связывал пятиметровый специальный трос. Снаружи скафандр разогревался на солнце до +60 °С и охлаждался в тени до –100 °С, но внутри поддерживалась «комнатная» температура и все шло по плану. Но когда Леонову поступила команда возвращаться, сделать это оказалось непросто, и стало понятно – что-то пошло не так.
На свой страх и риск
Даже в наши дни выходы в открытый космос опасны по множеству причин. Например, из-за возможности столкновения с космическим мусором. Пилотируемые космические корабли летят на высоте около 300 км над Землей со скоростью порядка 8 км/с. Это в 10 раз превышает скорость полета пули. Так что кинетическая энергия даже такой маленькой частицы, как песчинка, сравнима с пулей.
Другая причина опасности выходов в космос – то, что очень сложно перед полетом смоделировать окружающую обстановку в открытом космосе. Даже сегодня практически невозможно учесть все сценарии при разработке полетного плана. Уже во время первого в истории выхода в открытый космос случился и самый первый опасный инцидент.
В космическом вакууме скафандр Леонова раздулся, и космонавт не мог втиснуться в люк шлюза. Зная, что запас кислорода был рассчитан всего на 20 минут, Леонов решил действовать на свой страх и риск – советоваться с Землей было некогда.
«Я принимаю решение сбросить давление, – вспоминал космонавт. – Хотя попадаю в зону закипания азота. Я знал, я видел, как это происходит, когда вдруг руки раздуваются, как резиновые перчатки, лицо становится в два раза больше, глаза проваливаются. Это смерть. Выбора нет, я пошел по этому пути. Думаю: я уже час нахожусь, дышу чистым кислородом, наверное, я вымыл азот. И я сбрасываю давление в два раза».
К счастью, его расчеты оправдались. Двигаться стало легче, и он добрался до шлюза. Скафандр все еще был слишком раздут, и войти в шлюз по правилам, то есть ногами вперед, чтобы была возможность закрыть люк, если автоматика не сработает, не получалось. Тогда Леонов совершил еще одно грубейшее нарушение, протиснувшись головой вперед. Эта решимость и хорошая физическая подготовка помогли ему сохранить жизнь. За 12 минут в открытом космосе Алексей Леонов похудел на 6 кг.
Нештатные ситуации преследовали экипаж Леонова и Беляева и при спуске. Согласно программе полета, предусматривалось осуществить посадку в автоматическом режиме на семнадцатом витке. При «отстреливании» шлюзовой камеры отказала автоматика, пришлось уйти на следующий виток и садиться с использованием ручной системы управления. Это была первая посадка в ручном режиме. Из-за задержки в 45 секунд была потеряна необходимая при спуске точность, и приземлились космонавты в глухой тайге.
Нашли их не сразу, поэтому ночь космонавтам пришлось провести около костра, используя для утепления парашюты и скафандры. Но уже на следующий день Беляев и Леонов на вертолете были доставлены на Байконур.
Спустя три месяца выход в открытое космическое пространство повторил американец Эдвард Уайт. Но наш соотечественник Алексей Леонов навсегда останется первым из землян, который шагнул в космос.
«Я шагнул в эту бездну и... никуда не провалился»
Алексей Леонов